Тема: Правила безопасного поведения на водоёмах зимой.
Цели
урока:
образовательные: сформировать
представление учащихся об особенностях состояния водоёмов в разное время года,
обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения на водоёмах зимой ;
показать учащимся зимние спасательные средства и возможность их использования
для спасения людей, сформировать умение безопасно двигаться по льду водоёмов,
навыки оказания само- и взаимопомощи терпящим бедствие на льду;
развивающие : развитие глубины,
гибкости мышления, умения анализировать текст, сравнивать и обобщать.
воспитательные: сформировать понимание
необходимости соблюдения мер предосторожности при движении по льду водоёмов;
воспитать уважение к профессии спасателя, продолжить формировать нравственные
идеалы, твёрдые принципы личности.
Оборудование:
плакаты "Правила безопасного
поведения на водоёмах зимой", "Опасный лёд", "Водоёмы
нашего села"; подручные средства спасения( шарф, палка), лыжи с палками,
рюкзак, стульчики для рыбаков, удочки; книги на столах учащихся: Н.И.Сладков
" Песенки подо льдом", А.С.Пушкин "Евгений Онегин",
В.П.Астафьев "Гуси в полынье"; карточки с названиями групп:
"спасатели", "рыболовы", "эксперты".
Ход
урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.
1) Работа по карточкам в парах.
2) Блиц-опрос и решение ситуационной задачи. Задача: Витя Балуков загорал на
пляже и решил искупаться. Проплыв немного в бассейне, он почувствовал, что
свело ногу. Каковы должны быть действия Вити ?
3) Фронтальный опрос: - Перечислите правила безопасного поведения на водоёмах
летом с учётом особенностей наших водоёмов.
3. Изучение нового материала.Актуализация
знаний.
1) Особенности водоёмов в разное время года ( зима,
весна, осень)
- Ребята, а только ли летом водоёмы таят в себе опасность?
- В какое время года ещё опасны водоёмы и почему?
- Так вот, чтобы этого не произошло, сегодня мы с вами познакомимся с
особенностями состояния водоёмов в разное время года, изучим правила
безопасного поведения на водоёмах зимой, научимся оказывать само- и
взаимопомощь терпящим бедствие на льду, а иначе говоря мы с вами обязаны
выполнить девиз ОБЖ.
Давайте все вместе его назовём : предвидеть опасности, избегать их по
возможности, действовать грамотно и решительно. Для того, чтобы выполнить
поставленные задачи, мы с вами заранее разделились на четыре группы, каждой из
которых была выдана инструктивная карточка, включающая четыре задания : первое
по изучению материала по данной теме; второе по подготовке выступления; третье
- творческого характера; четвёртое- проблемного или исследовательского
характера.
2) Характеристики льда.
- Чтобы передвигаться по льду, необходимо изучить его
характеристики. Слово предоставляется группе "Эксперты".
Учащиеся выступают в соответствии с инструктивной карточкой:
1. Изучите материал, дающий информацию о характеристиках льда.
2. Подготовьте выступление на данную тему по плану:
а) цвет, толщина - показатели прочности льда;
б) опасные для переправы места.
3. Зарисуйте водоёмы нашего села и дайте им характеристику с
точки зрения прочности льда и безопасности передвижения людей.
4. Докажите, что ( такой-то) водоём является наиболее опасным для передвижения
людей.
После выступления группы учащиеся всего класса выполняют проблемное задание:
найдите в тексте рассказа
Н.И. Сладкова " Песенки подо льдом" описание цвета льда. Что вы
можете сказать о его прочности?
3) Меры предосторожности на льду.
- Ребята, а что нужно знать прежде, чем выйти на лёд?
И для того, чтобы узнать правила поведения на льду, слово предоставляется
группе
"Рыболовы".
Выступление в соответствии с инструктивной карточкой № 2 :
1. Изучить материал о мерах предосторожности на льду.
2. Подготовить показательное выступление на данную тему, используя подручные
средства, по плану:
а) правила передвижения по водоёмам зимой;
б) правила безопасного подлёдного лова.
3. Проконсультироваться с рыбаками о правилах безопасного подлёдного лова и
записать их советы.
После выступления учащиеся выполняют проблемное задание на закрепление
прослушанного материала : прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина "
Евгений Онегин" о зиме. Какое противоречие допустил писатель в описании
зимы? Рассмотрите иллюстрацию к данному отрывку. Какой прочности лёд здесь
изображён?
4) Оказание само- и взаимопомощи пострадавшим на водоёме
зимой.
Учитель приводит пример из жизни о спасении пострадавшего на водоёме зимой.
- Для того,чтобы таких ситуаций не возникало, мы с вами должны научиться
оказывать само- и взаимопомощь пострадавшим на льду. Слово предоставляется
группе "Спасатели".
Выступление по инструктивной карточке № 3:
1. Изучить материал о способах оказания само- и взаимопомощи пострадавшим на
льду.
2. Подготовить показательное выступление на данную тему, используя подручные
средства, по плану:
а) оказание самопомощи;
б) техника оказания помощи пострадавшему на водоёме зимой;
в) оказание ПМП пострадавшему.
3. Проконсультироваться с медработником о правилах оказания
ПМП пострадавшему на водоёмах зимой. Подготовить выступление по данному
вопросу.
После выступления учащиеся класса выполняют проблемное задание на
закрепление прослушанного материала: внимательно рассмотрите иллюстрацию к
рассказу В.П. Астафьева " Гуси в полынье". Оцените правильность
действий ребят по спасению гусей.
5)Зимние спасательные средства.
- Кроме подручных спасательных средств есть предметы,
которые используют в своей работе спасатели. Какие вы знаете профессиональные
спасательные средства? ( Работа со схемой)
- Но, к сожалению, идеальных экстремальных ситуаций не бывает. Поэтому надо
вспомнить один из законов школы выживания: у каждого предмета, кроме качеств,
для которых он создан, есть множество других - в том числе и свойства инструмента
защиты. Данные спасательные средства используют спасатели.
- Ребята, а с каким риском сопряжена работа спасателей в той ситуации, которую
мы сегодня с вами рассмотрели?
- Можно назвать спасателей героями?
- А кто из вас смог бы помочь другу или чужому человеку в беде, даже если это
связано с риском для жизни?
4. Закрепление.
Задание: каждая группа должна подготовить по три вопроса
всему классу по изученной теме.
- Итак, ребята, а сейчас мы с вами проверим :
выполнили ли мы на сегодняшнем уроке наш девиз ОБЖ? ( Работа с девизом и
подведение итогов урока)
Домашнее задание:
продолжить начатое сочинение, используя те знания, которые
учащиеся получили на уроке.
Текст: Воскресное утро выдалось солнечным, тёплым. В воздухе уже пахло
весной, хотя река ещё была покрыта льдом. Как в такую погоду сидеть дома! И
Стас с Мишей решили порыбачить. Правда, уже на реке их несколько смутило то,
что лёд был тёмным, трескучим. " Ну да ладно, мы лёгкие, нас лёд
выдержит", - решили мальчики и направились к середине реки, где виднелись
старые рыбацкие проруби….
|