Панорама (от греч.)
пан-все, т.е. полный охват явления, рама – вид. В живописи – это картина
с круговым обзором и передним планом, чем достигается иллюзия реального
пространства.
Панорамный урок есть
не что иное, как попытка педагога охватить мыслью и взглядом систему
своих уроков, выделить в ней главное звено, основные идеи опыта,
определить их роль и влияние на результативность работы. Панорамный урок
есть один из вариантов пропаганды с выделением главного, существенного в
системе уроков и показа его словесно-иллюстративным методом широкой
аудитории.
В зависимости от
целей, которые преследует педагог, особенностей опыта, специфики
предмета и других причин в практике появилось уже несколько
разновидностей урока-панорамы:
- Диалоговая панорама – педагог делает краткое сообщение о сути и
результатах опыта, его основных идеях, а затем происходит диалог автора
опыта (идеи) с аудиторией методом вопросов-ответов. В ходе диалога может
возникнуть и дискуссия.
- Дискуссионная панорама. Педагог уже в ходе вводного сообщения или
после ставит перед аудиторией вопросы, выдвигает неожиданные темы мысли,
чем вызывает спор, полемику, поиск альтернативных решений, либо
доказательства правоты высказанных мыслей.
- Панорама – заявка на изобретение. Педагог использует рассказ о своем
опыте, о системе уроков как средство для доказательства верности своего
изобретения, открытия, новшества, технической идеи, методической
новинки.
- Панорама, как результат творческого воплощения апробирования чужой
научной идеи, находки, опыта, проверки ее жизнеспособности массовой
школьной практики.
- Коллективная панорама. Своеобразный панорамный обзор системы урока, в
котором принимают участие не один, а несколько педагогов, которые;
- либо взаимно дополняют друг друга, показывая, как одна и тоже идея,
открытие, метод, прием срабатывают в руках у разных людей, в различных
ситуациях, по различным предметам;
- либо в ходе дискуссии показывают различные пути, способы, варианты
решения одной и той же проблемы на уроках, представляя судить аудитории о
том, чей путь, способ, вариант результативнее, полезнее, выгоднее и
т.п.
Внутри каждой из названных выше разновидностей урока-панорамы могут возникнуть самые различные варианты, например: 1) учитель делает только словесное обобщающее сообщение; 2)
учитель сочетает словесный обзор с наглядной иллюстрацией (показом
наглядных пособий, таблиц, картин, дидактического материала, приборов,
моделей, обращением к классной доске, использованием кино, - диафильмов,
музыкальных вставок). 3) словесно-иллюстративная беседа учителя с
аудиторией сопровождается показам сюжетных сценок, фрагментов
моделированного урока, дидактических игр. Живые сценки и фрагменты могут
чередоваться с видео и кинофрагментами урока, автора опыта или показа
созданного о нем слайд фильма, словесными пояснениями, дискуссией и т.п. 4)
учитель не стремится охватить всю систему уроков, все стороны урока, а
стремится выделить из своего арсенала форм, методов, средств лишь то,
что, по мнению автора, наиболее наглядно представляет его опыт, или
творческое отношение к делу, или направленность педагогического поиска. Все перечисленные выше разновидности и варианты урока-панорамы могут быть еще по-разному; методически организованы: - как встреча с педагогом-новатором, ученым, автором научной идеи, концепции, мастером производственного труда; - как «круглый стол» творчески работающих учителей, активно внедряющих научные идеи и передовой опыт; - встреча-диалог мастеров педагогического труда с начинающими педагогами; -
как деловые игры, «Аукцион идей», т.е. в форме защиты своих творческих
находок, разработок, изобретений на конкурсно-дискуссионной основе.
Панорамный урок во всем его многообразия занимает заметное место среди
традиционных и новых форм методической работы с педагогическими кадрами и
как самостоятельная форма педагогического общения и как органическая
составная часть педчтений, слетов, конференций, семинаров, заседаний МО,
педсоветов.
|