6. Тест "Найди отличия".
Выявляет уровень развития наблюдательности
.
Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями
(такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).
Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им
отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности
должен найти все отличия.
7. Тест "Десять слов".
Изучение произвольного запоминания и
слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.
Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по
смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак,
собака.
Условие проведения теста – полная тишина.
В начале скажите: "Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я
буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда
закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке”.
Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора
ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов: "Сейчас я
повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые
запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие
запомнишь”.
Перед пятым предъявлением скажите: "Сейчас я назову слова в последний раз, а ты
постарайся запомнить побольше”.
Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать.
Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6
слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста)
8. Тест "Чего не хватает?"
Это и тестовое задание, и простая, но очень
полезная игра, развивающая зрительную память.
Используются игрушки, различные предметы или картинки.
Перед ребенком выкладываются картинки ( или игрушки) – до десяти штук. Он
смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая
или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При
хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек,
перемещение их в другое место.
9. Тест "Четвертый – лишний".
Выявляется умение обобщать, логическое,
образное мышление.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и
словесный ряд.
Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой
выбор.
Подготовьте картинки или слова, например:
изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
стол, стул, кровать, кукла.
Возможные словесные варианты:
собака, ветер, смерч, ураган;
смелый, храбрый, решительный, злой;
смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
молоко, сыр, сало, простокваша;
мел, ручка, сад, карандаш;
щенок, котенок, лошадь, поросенок;
тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.
Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5
картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько
правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть
и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).
10. Тест "Классификация".
Исследование логического мышления.
Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда,
игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д.
Ребенку предлагается разлоджить кретинки ( предварительно перемешанные) по
группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен
объяснить, почему он разложим картинки именно так ( часто дети складывают
вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь,
в таком случае предложите разделить эти карточки )
Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по
группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы ( "домашние животные”,
одежда”, "еда”, "овощи”т.д.)
11. Тест "Составление рассказа по
картинкам".
Часто используется психологами для
выявления уровня развития речи, логического мышления.
Подберите картинки из серии "рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего
дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.
Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: "Если расположить эти картинки
по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться,
что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать
нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.
Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог
составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.
* * *
Еще раз напоминаю, что:
· все предложенные
методики могут быть использованы как развивающие игры;
· при поступлении
ребенка в школу не обязательно использование всех перечисленных тестов,
психологи выбирают самые информативные и простые в исполнении;
· не обязательно
выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких
дней;
·
сейчас в продаже появились пакеты подобных методик, включающие в себя не
только описание, но и наглядный материал, примерные нормы. При покупке такого
пакета обратите внимание на набор методик, качество выполнения рисунков и
издательство.
|