Развивающее обучение

Город Капшагай

Средняя школа №5

Учитель начальных классов

Шереметова Вера Александровна

 

 

Развивающее обучение в системе личностно-ориентированного образования.

( из опыта работы)

Неотъемлемой частью личностно-ориентированного образования является развивающее обучение.

    Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на творческое развитие способностей учащихся. Под развивающим обучением понимают также способ организации образовательного процесса, при котором его содержание, формы и методы ориентированы на всестороннее развитие ребёнка.

    Ряд учёных ( Л. В. Выготский, В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин и другие) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Вот наиболее важные из них:

1.Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

2.При разработке содержания занятий нужно проектировать познавательный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону ближайшего развития (зона актуального развития – это область наличных возможностей ребёнка, зона ближайшего развития – зона потенциальных возможностей, перспектив).

3.В целях эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них ситуацию успеха, то есть предлагать задания, с которым ребёнок наверняка справится.

4.Оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс получения, причём ученика нужно сравнивать не с другими, а с самим собой, но вчерашним.

     Четыре года назад, мной была поставлена задача: изучить теорию развивающего обучения. Я изучила работы В. В. Давыдова, Д. П. Эльконина, Г. А. Цукермана, В. В. Репкина, а также Л. В. Занкова.  Я не просто читала, изучала какие-то теоретические основы, а работала в логике развивающего обучения: постановка учебной задачи, работа в группах, контроль, рефлексия. Такой способ работы помогал понять логику развивающего обучения изнутри, приобрести определенные способности, необходимые для организации работы с  учащимися. Я планировала уроки и проводила их. Работала в системе развивающего обучения.

 

Что лежит в основе развивающего обучения?

1.Развитие теоретического мышления, которое основано на анализе, расчленении целого на части. Чтобы из этих частей выделить и обозначить существенные части, наиболее значимые, вычленить генетически исходные отношения данной системы. От общего  к частному.

 Теоретическое знание – процесс становления тех или иных понятий. Главное – движение мысли детей. В основе теоретического знания лежит очень сложная  умственная работа школьников, выделение чего-либо, на каком-либо материале.

2.Цель развивающего обучения – это формирование у участников образовательного процесса творческого мышления через осуществлённое ими учебной деятельности. Развитие теоретического мышления происходит через учебную деятельность. Эта деятельность организуется как поисково-исследовательская.  Ученика открывают то, что уже открыто. Находят генетически исходное понятие, то есть решают учебную задачу.

3.Ученик в развивающем обучении – субъект. А учитель – организатор всего процесса, консультант, друг.  Основная форма работы – коллективная. В группе учащиеся высказывают идеи, согласовывают их, спорят, убеждают, доказывают.

4.Учебная деятельность представляет собою систему учебных заданий; а учебные задания есть такие задания, которые вынуждают ученика искать, анализировать, моделировать, проектировать, применять общий способ решения всех заданий.

Если в общем виде описать, как всё происходит на уроке, то получаются следующие этапы урока:

1.Постановка учебной задачи учителем через затруднение, решить которое у учащихся не хватает средств и присвоение её (задачи) ученикам.

Например, урок русского языка во 2 классе, тема: «Правописание парных согласных в корне слова»

Одинаковы ли способы проверки написания орфограмм в словах:

     Гибкий – липкий

     Город – молот

Кто может сформулировать тему урока?

Урок математики в 4 классе, тема:  «Умножение на двузначное число»

1.Актуализация опорных знаний.

Задание 1. Найдите значение выражений.

 На доске:

     96*3            8*425          165*52

     145*6          342*30        34*6

(Дети работают самостоятельно, записывая только результат. Все вычисления производят устно.  Взаимопроверка.)

В чём вы затруднились?

(Не смогли решить произведение №5)

Какие вычислили быстро?

Какой способ применили?

 

1.Постановка темы, Целеполагание.

Почему не вычислили №5?

    Мы не изучали как умножать на двузначное число.

А как же №4?

(Мы умножали известным способом – поразрядно, а затем результат умножили на 10)

1.Сформулируйте тему урока

Умножение многозначного числа на двузначное.

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы по новой теме?

Составьте свои вопросы. (Дети формулируют вопросы, а учитель записывает на доске.)

Определим главную цель урока.

Найти способ умножения на двузначное число.  

1.Поиск пути решения задачи через исследовательскую деятельность (работа в группах):

2.1. Преобразование условий задачи, поиск общего отношения;

2.2. Моделирование (фиксация общего отношения в модели, схеме).

Урок математики в 4 классе, тема: « Умножение многозначного числа на двузначное».

Задание 2. Предлагается найти результат примера № 5 различными способами.

 

Варианты решения выносятся на доску. Дети анализируют записи. Определяют самый удобный способ решения.

Урок русского языка во 2 классе, тема: «Правописание приставок и суффиксов в речи»

Групповая работа (в четвёрках).

 

Что такое счастье? ( Ребята высказываются , размышляют, рассуждают)Учитель предлагает им высказывания писателя о счастье.

 

Задание: Найдите и выделите суффиксы в словах текста.

Что такое счастье?

«Это капли росы на траве, это золотые брызги одуванчиков, которые как солнышки спустились на землю. Счастье – тёплый дождь и пение соловья. А разве не счастье, если рядом близкие, дорогие люди?»

Запишите предложение, которое особенно тронуло душу своей красотой.

3.Вынесение результата работы группы (модели, схемы) на обозрение.

4.Заслушивание информации групп. Вопросы на понимание, уточнение.

5. Обсуждение, вскрытие противоречий. Дискуссия.

 

Урок литературы в 4 классе, тема: « Г. Троепольский  «Белый Бим Чёрное ухо»

Учитель. Мы будем работать в группах, каждая работает с отдельными эпизодами, персонажами.

1 группа "Лучшие минуты Бима и его хозяина”

2 группа "Роль пейзажа в повести”

3 группа "Суровый мир, с которым столкнулся Бим”

4 группа "Кто помогал Биму? Что объединяет этих персонажей?”

Подготовьтесь, просмотрите материал. Пожалуйста, первая группа.

Ученики. Наша группа работала с эпизодами на тему "Лучшие минуты Бима и его хозяина”. Как же складывались взаимоотношения Ивана Ивановича с Бимом? Как зарождалась и крепла дружба, доверие, любовь между ними?

"Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…”

"Природа творит по устойчивому закону: необходимость одного в другом”

"Время неостановимо, неудержимо и неумолимо. Все – во времени и движении”.

"…все более растет во мне жалость к птицам и животным”

"В осеннем солнечном лесу человек становится чище”

Учитель. Пожалуйста, вторая группа

Ученики. Наша группа работала по теме "Роль пейзажа в повести”.

Пейзаж всегда играл большую роль в произведениях И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова; их традиции продолжает Г.Троепольский. Важной и ярко проявляющейся функцией пейзажа в повести является обозначение места и времени действия, о чем говорят названия глав: "Весенний лес”, "Желтый лес”, "На просторе полей. Необычная охота. Побег”, "Лесная больница. Гроза в лесу”, "Лес вздохнул”. (Рассказ учащихся о событиях.)

Анализ эпизода "Гроза в лесу”. План. (Рассказ ученика.)

Учитель. Какую роль сыграл этот эпизод в жизни Бима? Ответы учеников.

Учитель. Пожалуйста, третья группа

Ученики. Наша группа работала с эпизодами на тему "Суровый мир, с которым столкнулся Бим”

Мы получили карточки с предложениями, по которым вспомним об испытаниях в жизни Бима, мы разложили эти предложения в хронологическом порядке. (Карточки прикрепить на доску.)

1. "Вот так где-то кто-то перевернул стрелку той дороги, по которой доверительно шел Бим. И никакому кто-то нет теперь дела до того, что какой-то собаке защемило ногу и она стала калекой.”

Происшествие на железной дороге

2. "Внутри что-то оборвалось от удара, и это что-то стало теплым, оно захватило дыхание, сперло грудь, оттого он и потерял сознание”.

Клим побил Бима на охоте

3. "Потом снова к двери, снова нюхал через щель и наконец установил по запахам: во дворе что-то тревожное. И вновь ходил, ходил, шаркая когтями по жести, разогреваясь и будто готовясь к чему-то, разминаясь”

Бим в фургоне у собачников

Учитель. Почему погибла добрая, умная собака? Кто виноват в трагедии Бима?

Ученики. Бессердечные люди, доверчивость Бима и т.д.

Учитель. Индивидуальное задание.

Рассказ от первого лица, от лица Бима,

Как менялся облик Бима?

Ученик. Рассказ о своей судьбе от лица собаки.

Учитель. Какой эпизод в повести кажется вам наиболее волнующим?

Ученики называют эпизоды, которые их взволновали при чтении повести.

Учитель. Давайте посмотрим отрывок из кинофильма. Видеосюжет.

Ученица читает отрывок из повести на фоне видеосюжета.

Учитель. Пожалуйста, четвертая группа.

Ученики. Наша группа работала по теме "Кто помогал Биму? Что объединяет этих персонажей?” Мы выделили в тексте цитаты, характеризующие этих героев и отметили в них ключевые слова.

Степановна :"Большая человеческая жалость и доброта души руководили ею”

Даша:"Какая же ты добрая душа! – всплеснула руками Степановна, - любишь, значит, собак?”

Христиан Андреевич: "Привел же, привел, - басил тот (Клим) хрипло и недовольно. – А ты вот меня разбудил. Как думаешь: по-человечески ты поступаешь или как?”

Толик: "Нельзя лгать, мальчик. По табличке – не твоя собака. Стыдно мальчик. Какой же ты будешь, когда вырастешь?”

И "Какой след оставил Бим на земле?”

Толик и Алеша стали друзьями

Младший Иван бросил работу собачника

И другие люди, встречаясь с Бимом, становились чище, богаче душой

6. Согласование. Сличение с нормой.

7. Рефлексия.

Что планировали? Что сделали? Что не получилось?

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе развивающего обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта у учеников по отношению к излагаемому материалу. Ученики не просто слушают рассказ учителя, постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим опытом, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием.

Учитель должен не принуждать, а убеждать учеников применять то содержание, которое он предлагает с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знания, которым владеет не только учитель, но и ученик;  происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом есть творец этого знания, участник его порождения. В процессе выполнения таких заданий участник образовательного процесса обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и других с этими объектами, Тем самым мы наблюдаем стремление учеников учиться мыслить.

Я применяла элементы развивающего обучения в своей работе и достигла хороших результатов. Предлагаю мониторинг обучаемости учащихся  моего класса с 1 класса по 4-й.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таким образом, система развивающего обучения создаёт все условия для развития, ставит ученика в ситуацию выбора, присвоения мотивов, потребностей, необходимости решения тех или иных задач, развивает умение рефлексировать и контролировать свои действия, помогает овладеть новейшими механизмами получения и обработки информации, создаёт условия для сотрудничества и предметного общения, развивает такие качества, как инициативность, критичность по отношению к своим и чужим действиям, самостоятельность суждений и поступков.

 

Использованная литература:

1. Занков Л. В. «Избранное»

2. Мажикеев Т.М. Сборник методических рекомендаций, разработок, моделей, проектов. (Часть2) Алматы, 2006.

3. Образовательные технологии РО и ЛОО обучения: теория и опыт. (Под научной редакцией  Т. М. Мажикеева). Составители: Королёва Л. Н., Фазлыева Г. К.). Алматы, 2007.

4. Трацевская А. В. Игровая деятельность младшего школьника: гуманитарный цикл. Алматы, 2007.

5. Черникова Т. В. Портфолио учащихся профильной школы – журнал «Творческая педагогика», 2007, №2, №3.(Алматы).

А также материал из собственного опыта работы.

 

 

 

 

Категория: О развивающем обучении | Добавил: Venera (29.11.2011)
Просмотров: 2155 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: