Развивающее обучение

Шереметова В. А.

ГУ «Средняя  школа № 5»

Город Капчагай

Алматинская область

Современные технологии обучения, как средство повышения качества знаний

Социально-экономические изменения в обществе приводят к новому пониманию качества образования, изменению его структуры и содержания.

Сегодняшний выпускник школы должен быть готовым жить  в постоянно меняющемся мире, быть личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся.

Мы, педагоги начальной школы, должны помнить об этом и создавать условия для развития творческой личности. Развивающее обучение по системе Л. В. Занкова, направлено на общее развитие школьников и базируется на частично-поисковом методе, что способствует решению следующих задач:

·        Как можно учить детей без принуждения;

·        Как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;

·        Как сделать учение радостным;

Добиться максимального развития каждого ученика – цель моей работы по данной технологии.

Развивающее обучение даёт ученику:

·        Развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;

·        Радость от свободного умственного труда, творчества и общения;

·        Самостоятельность, уверенность, ответственность;

·        Стремление к сотрудничеству;

Развивающее обучение даёт учителю:

·        Изменении взгляда на образование и на ученика;

·        Технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;

·        Расширение возможностей для творчества;

Развивающее обучение даёт родителям:

·        Уверенность в успешном будущем своего ребёнка;

Самое трудное и необходимое при развивающем обучении – разговорить детей, научить думать и мыслить, слушать и слышать.

Нужно дать возможность высказаться ученику, уметь согласиться с ним т принять его мнении и высказывание, при этом умело подвести при помощи противоречий и ответов других учащихся к правильному выводу.

И так из урока в урок…

Благодаря этому ученик привыкает самостоятельно думать и принимать решения.

Помимо этого большое внимание уделяется регуляции внутриколлективных, групповых и индивидуальных взаимоотношений.

Отсюда возникает вопрос:

- А развивается ли личность?

-Да, действительно, эта система развивает ученика. Интересно учить и интересно учиться, потому что интересно вместе находить истину, когда ученик видит себя соучастником деятельности учителя.

Готовясь к уроку, я:

·        Создаю проблемную ситуацию;

·        Выдерживаю высокий темп  урока;

·        Подбираю максимальное количество видов учебной деятельности:

·        Использую групповую форму работы;

·        Тему урока не даю в готовом виде;

Например, урок математики в 1 классе. Тема: число 10, дециметр.

На доске равенства: 3+5=8  4+1=5    6+4=10

Послушайте задачу и подберите нужное равенство:

6 орешков мама свинка

         Для детей несла в корзинке

Свинку ёжик повстречал

И ещё 4 дал

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

Какое выражение выбрали? Почему?

Почему здесь нужно складывать?

Назовите целое и части.

Назовите тему урока.

Чему должны научиться?

Какие цели вы хотите поставить перед собой?

Таким образом, тема урока не даётся в готовом виде

 Очень важно, что на занятиях развёртывается живой процесс познания. Постоянно перед учащимися ставятся новые вопросы и предложения:

-«Понаблюдайте. Что заметили?»

-« Какие чувства испытали, когда прослушали рассказ, стихотворение?»

-«Что можете сказать о букве, слове, предложении, числе, задании, предмете?»

-«Выскажите своё мнение»

-«А как вы думаете?»

-«Вы согласны и не согласны?»

Все эти вопросы будят тмысль учащихся, заставляют думать, наблюдать, высказывать своё мнение, отношение к тому или иному явлению.

Напрмер, урок русской грамоты. Тема урока Звук и буква З.

В начале урока ставится проблема: назвать и запомнить картинки на доске( замок, зонт, Золушка, корзина, роза, зима)

А теперь закройте глаза ( Учитель переставляет картинки метами)

Что изменилось?

А какой предмет вы бы исключили из этой группы предметов? Почему?

Я разделила эти предмет на 2 группы:

Корзина               Золушка

зима                      зонт

                              замок

                              роза

Подумайте и скажите по какому принципу я разделила предметы?

Также обеспечиваю благоприятную среду человеческих отношений – атмосферу творческого горения, спокойствия, уважения и товарищества при взаимодействии ученика со мной, дружелюбное отношение детей друг с другом, воспитание положительного отношение к труду и учению.

С этой целью проводятся психологические минутки, психогимнастика , уроки творчества. Вначале урока всегда идёт настрой на хорошее настроение:

Например: ребята,, повернитесь в парах друг другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, дотроньтесь до плеча рукой, передайте рукой и глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы.

Или: Какое самое лучшее лекарство от  любой болезни?

(Смех, улыбка, хорошее настроение)

-Так улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

Большое место отводится коллективным формам работы с включением деловых игр, театрализаций. Занятия строятся на взаимном доверии, уважении, создания атмосферы непринуждённости, открытости, удовлетворения от напряжённой умственной работы. Например, на уроке русской грамоты, после слого-звукового анализа слова зима, учитель говорит: Золушка подошла к окну, увидела снег и воскликнула: зима!

Произнесите слова Золушки: возмущённо, удивлённо, с вопросительной интонацией, радостно, грустно, и т д. Дети очень раскрепощаются и выдают все свои эмоции! Это здорово!

 Создаю условия для того, чтобы учащиеся задавали вопросы, высказывались, доказывали, делали вывод. Такая обстановка на уроке вызывает восторг, потребность в познании.

Например, при знакомстве с составом чисел провожу групповую работу. Задания: рассортируйте горшки, фигуры, цветы для Айболите, и т. д. Очень интересно наблюдать, как дети спорят и приходят к общему мнению.

Ни один ответ не остаётся без внимания. Ответы предполагают ошибки, но как сказал Л. В. Занков «Ошибка находка для учителя» они помогаю нам достичь истины. Это снимает барьер по отношению ко мне у слабоуспевающих учеников.

Самые маленькие продвижения замечаю и поддерживаю. В конце урока или по ходу урока делаю анализ и каждого ученика  поощряю, отмечаю положительные сдвиги. Все вместе дарим ему аплодисменты, улыбки, рукопожатия.

Мои наблюдения показали, что правильно  построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие неудовольствия к  работе ребёнка – всё это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативное отношение к учёбе.

Характерной чертой развивающего обучения является игра. Это моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения. На таких уроках, как русская грамота, литературное чтение, познание мира, математика,  ведущим методом является игра.  Деловые игры, ролевые сюжетные, игры-путешествия, дидактические игры…. Например, «Помоги Золушке», «Путешествие вместе с Айболитом» «Космическое путешествие»,

«Собери грибы», «Одень Золушку на бал» и другие.

 Применяя элементы развивающего обучения, я поняла, что каждый урок, каждое занятие, выполняют задачи, направленные на развитее личности.     Сравнивая итоги работы в прошлые годы и сейчас, хорошо видно, что сейчас дети, обучающиеся по технологии развивающего обучения, добиваются высоких результатов.

·        По итогам 4 класса качество знаний в моём 4 «А» классе составила 96%. За лето выбыло 3 отличника и прибыло 3 троечника. На конец 1 четверти 5 класса качество знаний составило 76%.

·        Кроме того, мои ученики являются победителями школьных и международных олимпиад. Самбурская Софья заняла 2 место на олимпиаде «Русский медвежонок»

 

 

 

 

 

 

 

Категория: О развивающем обучении | Добавил: Venera (29.11.2011)
Просмотров: 1168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: