Стратегия и тактика учителя в общении с ребенком, нарушающим дисциплину Стратегия и тактика учителя в общении с ребенком, Наши ученики, нарушая дисциплину, могут преследовать разные (как осознаваемые, так и неосознаваемые) цели. Но каковы бы не были цели плохих поступков мы, взрослые, должны как-то взаимодействовать с ними. Вот правила поведения с позиции "коммуникативной компетентности" (по Томасу Гордону):
1. Фокусируйте внимание на поступках, а не на личности ученика. Обсуждая с учеником
его поступок, или выбирая способ вмешательства, говорите только о том, что
произошло только что. Обращение к прошлому или будущему ученика, наведет его на
мысль, что его агрессия - что-то неизбежное и неисправимое. А тогда зачем
пробовать вести себя по-другому? Взрослый должен быть твердым, но
доброжелательным. Если мы проявим недоброжелательность, у ребенка может
возникнуть желание защищаться и пропасть интерес к дальнейшему общению с нами.
Смысл нашей реакции на плохое поведение ребенка в следующем: "Твой
агрессивный поступок должен быть сейчас же прекращен, но я все еще с симпатией
отношусь к тебе!" Когда ученик демонстрирует агрессивное поведение, нашими ответными эмоциями могут быть гнев, возмущение, страх, беспомощность и т.п. Испытывая подобные негативные эмоции, мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать эффективно.
· повышаем голос · произносим фразу типа: "Учитель здесь пока еще я" · начинаем кричать · используем такие позы и жесты, которые "давят": сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор "сквозь зубы" · используем сарказм · обращаемся к оценке характера ученика · втягиваем в конфликт других учеников, не причастных к нему · настаиваем на своей правоте · читаем проповеди · оправдываемся, защищаемся или дает "взятку" · делаем обобщения типа "Вы все одинаковые" · делаем необоснованные изобличения · передразниваем учеников · командуем, требуем, давим · сравниваем одного ученика с другим
4. Обсудите агрессивный поступок ученика позже. В тот момент, когда
оба - и учитель, и - ученик возбуждены едва ли взаимодействие будет
конструктивным. Когда же производить обсуждение агрессивного поступка ребенка?
Может быть через час, а может быть и на следующий день, в зависимости от самочувствия
ребенка и взрослого. Настаивая на
немедленном прекращении агрессии, мы, как правило, навязываем свой способ
выхода из негативной ситуации. Однако, это может спровоцировать новый виток
агрессии, еще худший, чем первый. "тянут" несколько секунд, прежде чем согласиться строят гримасы, выполняя нашу просьбу делают какой-то жест, свидетельствующий о неуважении еще раз-другой повторяют то, что мы просим прекратить делать, и только потом перестают перед тем, как подчиниться и прекратить агрессивное действие, говорят что-то вроде "не буду, не хочу", чтобы последнее слово осталось за ними.
· заинтересованное отношение к ребенку · уточняющие вопросы · парафраз по типу: "Правильно ли я понял, что …… ?" · получение ответа на свой вопрос. Но если ребенок
находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, дайте ему просто
высказаться, применяя технику "пассивного слушания". · Угу-реакция · Во время пауз задавайте уточняющие вопросы, чтобы разговор не прерывался · Эхо-реакция
(повторение последнего слова речи ребенка) "Я-высказывание"
позволяет обозначить проблему, и при этом, взять ответственность за свои
чувства на себя. · Когда я вижу, что ты ….. · Когда это происходит …. · Когда я
сталкиваюсь с …. · Я чувствую….(обиду, беспомощность, горечь, недоумение, разочарование и т.д.) · Я не знаю, как реагировать …. · У меня
возникает проблема …… Потому что ….. В связи с тем, что ….. Ведь я ….
Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то они позволяют себе это.
| |
| |
Просмотров: 1032 | |
Всего комментариев: 0 | |