Методика ориентировочной школьной зрелости Керна-Йирасека
(часть 2)
Интерпретация результатов
Итак, мы выполнили тест. Давайте посмотрим, как нужно подсчитывать
результаты.
Каждое задание оценивается по пятибальной шкале (1 балл – высший, 5 –
низший), затем баллы суммируются и сравниваются с нормативом.
Сумма баллов 3-6 расценивается как высокий
показатель развития.7-11 – средний показатель.
12-15 – ниже нормы. Если
были получены такие результаты, требуется дополнительное обследование, т.к. в
этой категории могут быть умственно отсталые дети.
Считаем баллы
По первому заданию
- 1 балл – фигура мужчины
имеет голову, шею, туловище, конечности. Голова не должна быть больше
туловища. На голове есть волосы (или они закрыты шапкой или кепкой), уши;
на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги как
бы "растут из туловища”, а не прикреплены к нему и внизу отогнуты.
Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим,
другими словами, контурным способом, т.е. как единое целое, а не
составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не
отрывая карандаш от бумаги.
- 2 балла – все требования,
присущие 1 баллу, кроме синтетического способа (фигура нарисована
аналитическим способом – из отдельных частей). Можно не учитывать три
отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица),
если способ рисования – синтетический.
- 3 балла – фигура имеет
голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями,
допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
- 4 балла – примитивный
рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией. Их может
быть одна пара.
- 5 баллов – отсутствует
четкое изображение туловища типа "головоножка” и обеих пар
конечностей.
По второму заданию:
- 1 балл – хорошо и полностью
разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв
образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует
прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза
отклоняется от горизонтальной не более чем на 30 градусов.
- 2 балла – достаточно
разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной
линии не учитывается.
- 3 балла – явная разбивка
надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
- 4 балла – с образцом
совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает
строку записи.
- 5 баллов – каракули.
По третьему заданию:
- 1 балл – почти совершенное
копирование группы точек. Допускается небольшое отклонение одной точки от
строки или колонки. Уменьшение образца разрешается, а увеличение – не
более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллелен образцу.
- 2 балла – число и
расположение точек соответствует образцу, можно не учитывать отклонение не
более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
- 3 балла – рисунок в целом
похож на образец, не превышая по ширине и высоте более чем вдвое. Число
точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и
меньше 7. Допускается любой поворот, хоть на 180 градусов.
- 4 балла – контур рисунка не
соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число
точек не учитываются. Иные формы (например, линии) – не разрешаются.
- 5 баллов – каракули.
Рекомендации детского психолога
Если в первом задании ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не
настаивайте – это вам информация на размышление. Такой отказ может говорить о
неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит
угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления.
По поводу интерпретации Я.Йирасек отмечал, что высокое качество выполнения
говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с
школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что
в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся.
Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей
сумме баллов.
Так что если вы набрали не те баллы, какие хотелось бы – подумайте, все ли
вы делаете для развития своего ребенка? Проявите к нему больше внимания, чаще
занимайтесь с ним всеми играми и упражнениями, которые развивают мелкую
моторику, память и мышление.
|