Мотивы плохого поведения
учащихся
Общение с
учениками
Многие педагоги в своей деятельности пользуются
педагогическим манипулированием, считая его наиболее эффективным способом
общения со своими подопечными.
К каким последствиям приводит педагогическое манипулирование, мы все хорошо
знаем. От вреда,
приносимого педагогическим манипулированием, необходимо защищать не только
учеников, но и самих учителей. При формальном общении с учениками учитель не
чувствует радости, удовлетворения от своего труда. К концу рабочего дня он
чувствует изматывающую усталость: надо постоянно от учеников что-то требовать,
контролировать их, оценивать, наказывать, заставлять. Что же делать?
Обучение должно строиться и
планироваться таким образом, чтобы оно соответствовало той последовательности,
в которой перед детьми возникают те или иные проблемы. Когда школьник уяснил
для себя смысл проблемы, роль учителя сводится к созданию свободной и
непринужденной атмосферы, которая будет стимулировать ученика к ее решению.
К. Роджерс
считает, что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если будет
руководствоваться следующими правилами:
1. С самого
начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное
к ним доверие.
2. Помогать
учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так
и перед каждым учеником в отдельности.
3. Всегда
исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4. Выступать для
учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно
обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной
задачи.
5. Выступать в
такой роли для каждого ученика.
6. Развивать в
себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать
его (соизмерять свои действия с этим настроем).
7. Быть активным
участником группового взаимодействия.
8. Открыто
выражать в группе (классе) свои чувства.
9. Стремиться к
достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого
школьника.
10. Хорошо знать
самого себя.
Свои
взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью
словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:
— организующие
(инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и
др.);
— оценочные
(похвала, критические замечания, осуждение и др.);
—
дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации
и др.).
О дисциплине
Проблема дисциплины, пожалуй, одна из основных проблем школы. От
дисциплины во многом зависит успеваемость учащихся. Каковы же мотивы плохого
поведения учеников? Для одних детей хорошо, когда они в центре внимания; для
других — когда они главные в любой ситуации; для третьих — когда они могут
отомстить за обиду; для четвертых — когда их оставляют в покое.
Что же делать
учителю в таком случае? Давайте познакомимся со следующей таблицей (табл. 2).
ЧЕТЫРЕ МОТИВА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ
c
|
Привлечение внимания
|
Власть
|
Месть
|
Избегание неудачи
|
Социальные причины
|
Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется
плохому,
а не хорошему поведению
|
Мода на сильную личность, отсутствие примеров
конструктивного подчинения
в окружении ребенка
|
Рост насилия
в обществе
|
Слишком высокие требования родителей
и учителей
|
Сущность поведения
|
Получать особое внимание
|
«Ты мне ничего не сделаешь»
|
Вредить в ответ
на обиду
|
«Не буду
и пробовать,
все равно
не получится»
|
Сильные стороны поведения
|
Потребность в контакте с учителем
|
Смелость, сопротивление влияниям
|
Способность защищать себя
от боли и обид
|
Нет
|
Реакция учителя: эмоции
|
Раздражение, негодование
|
Гнев, негодование,
может быть страх
|
Обида, боль, опустошение в дополнение
к негодованию
и страху
|
Профессиональная беспомощность
|
Реакция учителя: импульс
|
Сделать замечание
|
Прекратить выходку
с помощью физического действия
|
Немедленно ответить силой
или уйти
из ситуации
|
Оправдаться
и объяснить неудачу
с помощью специалиста
|
Реакция ученика
|
Временно прекращает
|
Прекращает выходку, когда сам решит
|
Прекращает выходку, когда сам решит
|
Попадает
в зависимость
от учителя; продолжает ничего не делать
|
Способы предотвращения
|
Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми
способами; оказывать внимание
за хорошее поведение
|
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих
организационных функций
|
Строить отношения
с учеником
по принципу заботы о нем
|
Поддержка ученика, чтобы его установка
«Я не могу» сменилась
на установку
«Я могу»
|
|